Внедрение инновационных педагогических технологий в школах Тобольского района
С целью повышения уровня образования и интеллектуального развития обучающихся в образовательных организациях Тобольского района с ноября 2015 года определены инновационные площадки, участвующие в апробации инновационных педагогических технологий.
№ п/п | Учреждение | Педагогическая технология | Куратор | Учитель |
---|---|---|---|---|
1. | МБОУ «Прииртышская СОШ» | Педагогическая технология развития технического творчества средствами твердотельного моделирования и прототипирования |
Ечмаева Г.А. | Гаманюк Зульфия Равильевна учитель физики, математики и информатики |
2. | МАОУ «Байкаловская СОШ» | Технология проблемного обучения физике с использованием парадоксов и софизмов для учащихся основной школы |
Пилипец Л.В. | Павлова Нина Владимировна учитель физики |
3. | МАОУ «Сетовская СОШ» | Технология проблемного обучения физике с использованием парадоксов и софизмов для учащихся основной школы |
Пилипец Л.В. | Саботинова Нина Петровна учитель физики, математики |
4. | МАОУ «Нижнеаремзянская СОШ» | Педагогическая технология использования ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) при изучении предметов | Черкасова И.И. | Караева Кульниса Абдрахмановна учитель химии, географии |
5. | МАОУ «Кутарбитская СОШ» | Педагогическая технология развития критического мышления у обучающихся на предмете ОБЖ |
Манакова И.Н. | Садыкова Халита Раимгуловна учитель ОБЖ |
6. | МАОУ «Бизинская СОШ» | Педагогическая технология развития критического мышления у обучающихся | Манакова И.Н. | Южакова Елена Григорьевна учитель химии, биологии |
Описание технологий
1. МБОУ «Прииртышская СОШ» - Педагогическая технология развития технического творчества средствами твердотельного моделирования и прототипирования реализуется в 7 классе в количестве 14 человек, 1 час в неделю.
Суть технологии: развитие пространственного, логического и научно-технического мышления обучающихся средствами интерактивного моделирования объемных тел.
Предметная область: математика, информатика, технология.
Задачи:
- Развитие у обучающихся пространственного мышления;
- Формирование умений работы с современными устройствами Отработка навыков инженерной эвристики;
Методы и приемы: интерактивные и ИКТ-технологии, имитационные игры, проектная деятельность.
Планируемые результаты: привлечение школьников к занятию научно-техническим творчеством; повышение мотивации к изучению предметов; профориентация в направлении инженерных и технических специальностей.
2. МАОУ «Нижнеармезянская СОШ» - Педагогическая технология использования ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) при изучении предметов реализуется в 7 (7 чел.), 8 (6 чел.) классах в количестве 13 человек, 2 часа в неделю.
Суть технологии: развитие интеллектуальных и творческих ресурсов личности посредством использования в обучении элементов теории решения изобретательских задач.
Предметная область: биология, география (возможна адаптация до метапредметного внедрения)
Задачи:
- Развитие учебной и познавательной мотивации.
- Развитие умения ориентироваться в новых ситуациях, выдвигать гипотезы, строить догадки, планировать собственную деятельность с позиций конечного результата.
- Формирование метапредметных умений овладения стратегией усвоения учебного материала.
- Развитие дивергентного мышления.
- Развитие социальной позиции личности через умение вести согласованную работу, кооперацию и партнерство.
Методы и приемы: мозговой штурм, метод каталога, метод фокальных объектов, морфологический анализ, системный оператор, волшебный экран, моделирование, фантазирование и т.д., педагогические приёмы (идеальное задание, лист защиты, светофор, необычная обычность, отстроченная отгадка, практичность теории и др.).
Планируемые результаты: повышение уровня развития творческого воображения и мышления учащихся, повышение качества образования.
3. МАОУ Сетовская СОШ - Технология проблемного обучения физике с использованием парадоксов и софизмов для основной школы реализуется в 7, 8, 9 10 классах в количестве 25 человек, 2 часа в неделю.
4. МАОУ Байкаловская СОШ - Технология проблемного обучения физике с использованием парадоксов и софизмов для основной школы реализуется в 8 (20 чел.), 9 (24 чел.) классах в количестве 44 человек, 3 часа в неделю.
Суть технологии: поддержка положительной мотивации и познавательной активности учащихся, развитие их творческой деятельности посредством внедрения в обучение проблемных учебных задач-парадоксов, задач-софизмов.
Парадокс – неожиданное, непривычное, расходящееся с традицией, общепринятыми нормами, рассуждение, мнение, вывод.
Софизм – формально кажущееся правильным, но ложное по существу умозаключение, основанное на преднамеренно неправильном подборе исходных положений; словесное ухищрение, вводящее в заблуждение.
Предметная область: физика (возможна адаптация до метапредметного внедрения)
Задачи:
- формирование эвристического мышления;
- развитие качеств мышления: широты, глубины, самостоятельности, быстроты, гибкости;
- расширение навыков использования различных информационных ресурсов.
Методы и приемы:
Моделирование, деловая игра, метод анализа конкретных ситуаций, интерактивный метод, демонстрация проблемных явлений, организация учебно-экспериментальной деятельности, метод провокации и др.
Планируемые результаты: повышение уровня критического мышления и исследовательского потенциала учащихся, повышение качества образования.
Сопровождение: методические материалы по реализации технологии и дидактические материалы к проведению занятий.
5. МАОУ «Бизинская СОШ» - Педагогическая технология развития критического мышления у обучающихся на предмете химия реализуется в 8 классе в количестве 11 человек, 2 часа в неделю.
Суть технологии: формирование нового стиля мышления (характерные черты - открытость, гибкость, рефлексивность, осознание альтернативности принимаемых решений) посредством внедрения в обучение современных методов.
Предметная область: химия
Задачи:
- научить выделять причинно-следственные связи;
- научить рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
- научить ориентироваться в источниках информации, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;
- стимулировать самостоятельную поисковую творческую деятельность.
Методы и приемы: Имитационное моделирование, игры, метод анализа конкретных ситуаций, объяснительно-иллюстрационный метод, «Мозговой штурм», Инсерт, кластеры, синквейн, перепутанные логические цепочки, ментальные карты, схема «Фишбоун» и др.
Планируемые результаты: повышение уровня критического мышления и исследовательского потенциала учащихся, повышение качества образования.
6. МАОУ «Кутарбитская СОШ» - Технология развития критического мышления на предмете безопасность жизнедеятельности реализуется в 8 классе в количестве 12 человек, 1 час в неделю.
Суть технологии: формирование нового стиля мышления (характерные черты - открытость, гибкость, рефлексивность, осознание альтернативности принимаемых решений) посредством внедрения в обучение современных методов.
Предметная область: основы безопасности жизнедеятельности (возможна адаптация до метапредметного внедрения)
Задачи:
- научить выделять причинно-следственные связи;
- научить рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
- научить ориентироваться в источниках информации, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;
- стимулировать самостоятельную поисковую творческую деятельность.
Методы и приемы:Имитационное моделирование, игры, метод анализа конкретных ситуаций, объяснительно-иллюстрационный метод, «Мозговой штурм», Инсерт, кластеры, синквейн, перепутанные логические цепочки, ментальные карты, схема «Фишбоун» и др.
Планируемые результаты: повышение уровня критического мышления и исследовательского потенциала учащихся, повышение качества образования.
Развитие традиционных направлений работы и апробация инновационных программных технологий позволяет расширить деятельность школ-ресурсных центров и активизировать сетевое взаимодействие образовательных учреждений. Наряду с этим внутри школ осуществляется развитие системы межпредметного взаимодействия и межпредметных связей, навыков практического решения актуальных инженерно-технических задач, реализация социальных практик и проектов. Это обеспечивает высокую степень удовлетворения потребностей обучающихся в получении качественного образования, развитии интеллектуальных и творческих способностей, как на базе собственных учреждений, так и с использованием потенциала базовых учреждений и образовательных технопарков