Аттестация педагогических работников

Нормативно-правовые документы

Основные сведения

Аттестации педагогических работников подлежат все педагогические работники (за исключением педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу), включая случаи, когда замещение должностей осуществляется по совместительству в той же или иной организации, а также путем замещения должностей педагогических работников в той же организации наряду с работой, определенной трудовым договором (наряду с работой руководителями организаций, их заместителями, другими работниками).

В соответствии со статьей 49 Закона Российской Федерации от 29.12.2012 №279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также Порядком аттестация педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проводится аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Аттестация на первую, высшую квалификационные категории, а также квалификационные категории «педагог-методист», «педагог-наставник» проводится аттестационной комиссией Департамента образования и науки Тюменской области по аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Тюменской области, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Данный вид аттестации не предусматривает заявительный характер.

Аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности подлежат педагогические работники, проработавшие в должности более двух лет и не имеющие квалификационной категории по занимаемой должности. С целью проведения аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности в образовательной организации распорядительным актом утверждается:

  • состав аттестационной комиссии (обязательно в состав комиссии включается представитель первичной профсоюзной организации, а при отсутствии такового — иной представитель представительного органа работников организации, руководитель в состав комиссии не входит);
  • список педагогических работников, подлежащих аттестации (с учетом пункта 22 Порядка) и график проведения аттестации (педагогический работник знакомится с данными документами не менее чем за 30 дней до дня проведения аттестации).

Основанием для проведения аттестации является представление работодателя, с которым педагогический работник должен быть ознакомлен за 30 дней до дня проведения аттестации (пункт 11 Порядка содержит необходимый перечень сведений о педагогическом работнике).

Отказ работника от ознакомления с представлением оформляется соответствующим актом в присутствии не менее двух свидетелей.

Аттестация проводится с участием педагогического работника. При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии:

  • по уважительным причинам — переносится дата аттестации;
  • без уважительных причин — проводится аттестация в отсутствии педагога.

Результаты аттестации заносятся в протокол, который хранится с представлением, дополнительными сведениями, характеризующими профессиональную деятельность педагогического работника, у работодателя.

Секретарь аттестационной комиссии готовит выписку из протокола аттестационной комиссии в течение двух рабочих дней со дня её проведения.

Работодатель знакомит педагогического работника с выпиской из протокола аттестационной комиссии в течение трех рабочих дней со дня её составления.

Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности проводится один раз в пять лет.

Аттестация педагогических работников на первую, высшую квалификационные категории, а также квалификационные категории «педагог-методист», «педагог-наставник» проводится по желанию педагогических работников. Вместе с тем, немалое влияние на педагога, а именно на его мотивацию и его желание профессионально развиваться, аттестоваться оказывает управленческая команда образовательной организации.

Должностные обязанности заместителей руководителей, методистов содержат пункты по оказанию помощи педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий, организации повышения их квалификации и профессионального мастерства, участию в подготовке и проведения аттестации педагогических работников образовательного учреждения.

В связи с этим управленческим командам образовательных организаций целесообразно создать условия для продуктивной деятельности педагогов, содействовать в построении их индивидуальных образовательных маршрутов (далее — ИОМ), а также оказывать дальнейшее сопровождение и помощь по их выполнению. Конечным результатом ИОМ является не только профессиональное развитие педагога, но и предстоящая аттестация.

Также с целью поощрения стремления к продолжению профессионального развития педагогов, которые ведут методическую или наставническую деятельность, рекомендуем инициировать аттестацию на квалификационные категории «педагог-методист» или «педагог-наставник».

Аттестация педагогических работников на первую, высшую квалификационные категории

Основанием для проведения аттестации на первую (высшую) квалификационную категорию является поступление заявления в аттестационную комиссию.

Основанием для отказа в проведении аттестации является:

— отсутствие первой квалификационной категории при подачи заявления на установление высшей квалификационной категории;

— отказ в установлении первой (высшей) квалификационной категории в течение года.

Порядок аттестации педагогических работников на первую квалификационную категорию не предусматривает условия предварительного прохождения аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.

Для своевременной аттестации педагогических работников, заявления об установлении квалификационных категорий подаются за 90 дней до даты аттестации. Данное время необходимо для рассмотрения аттестационной комиссией (не более 30 календарных дней), а также для проведения аттестации (не более 60 календарных дней).

Аттестация педагогических работников проводится с учетом всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников, за исключением случаев, указанных в абзацах 4, 5 пункта 31 Порядка аттестации.

Аттестация педагогических работников на квалификационные категории «педагог-методист», «педагог-наставник»

Основанием для проведения аттестации на квалификационные категории «педагог-методист», «педагог-наставник» является поступление заявления и ходатайства работодателя в аттестационную комиссию.

Ходатайство работодателя формируется на основе решения педагогического совета образовательной организации (иного коллегиального органа управления образовательной организации), согласованного с выборным органом первичной профсоюзной организации (в отсутствии такового — с иным представительным органом (представителем) работников организации).

Основанием для отказа в проведении аттестации является отсутствие высшей квалификационной категории.

Порядок аттестации педагогических работников предусматривает установление квалификационных категорий «педагог-методист», «педагог-наставник» на основе показателей деятельности не входящих в должностные обязанности по занимаемой в организации должности.

Решение аттестационных комиссий, осуществляющих аттестацию педагогических работников в целях установления квалификационных категорий

Педагогический работник имеет право присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии. При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии аттестация проводится в его отсутствие.

На основании решений аттестационных комиссий Департамент издает приказы об установлении квалификационных категорий.

Приказы по аттестации педагогических работников размещаются на сайте Департамента образования и науки Тюменской области по ссылке https://don.admtyumen.ru/OIGV/doin/actions/npa.htm.

Срок действия квалификационных категорий Порядком не установлен.